Концепции естественного происхождения религии.

Религия как форма общественного сознания 1. Религия в структуре общественного сознания Религия от лат. Это форма общественного сознания наряду с обыденным, или массовым, сознанием, языком, моралью и правом, искусством, наукой, философией, идеологией , т. Если язык — это универсальная оболочка общественного сознания, то религия, точнее, мифолого-религиозное сознание человечества — это общий родник самых глубоких и жизненно важных смыслов общественного сознания. Из мифолого-религиозного сознания развилось все содержание человеческой культуры, постепенно приобретавшее семиотически различные формы общественного сознания такие, как обыденное сознание, искусство, этика, право, философия, наука. Самые существенные черты в содержании религии могут быть охарактеризованы в терминах семиотики.

История мировых религий

Общая характеристика религиоведческого наследия 3. Фрейд известен как основоположник психоанализа — концепции, в которой ключевым для понимания абсолютного большинства психических процессов является понятие бессознательного. Идея выявления и изучения содержаний бессознательного для лечения психических болезней первоначально истерии и невроза навязчивых состояний возникла и начала разрабатываться Фрейдом в конце х гг.

Таким образом, психоанализ — ровесник века и можно сказать, что вся духовная жизнь нашего столетия в той или иной мере несет на себе отпечаток этого учения, по праву называемого коперниковским переворотом в системе наук о духе.

Мысли о тесной взаимосвязи между религией и страхом, числе страхом смерти, ли религия помогает справиться со страхом смерти, сотрудники В основу концепции нового ресурса были положены две.

Истоки изучения религии Объектом изучения со стороны представителей философского знания религия стала очень рано, причем первенство в исследовании религиозных явлений следует отдать древнегреческим философам и ученым. Уже одно это положение свидетельствовало о том, что в античном обществе был осуществлен переход от религиозной культуры к культуре светской, что вообще дало возможность беспристрастного изучения самого феномена религии во всем многообразии его проявлений.

Конечно, на афинских улицах по-прежнему продолжали возвышаться статуи богов, не переставали приноситься праздничные и поминальные жертвы, полководцы регулярно спрашивали совета оракулов перед значимыми битвами, но в среде античных мыслителей религия постепенно становится предметом пристального исследования. Кроме того, именно Платон совершил поступок, за который его ближайшие предшественники могли поплатиться жизнью: Средневековая теология воспринимала религию как откровение, которое дано людям от Бога в качестве единственного средства спасения и искупления первородного греха.

Средством постижения этого откровения у средневекового философа и писателя Пьера Абеляра — стала не слепая вера, а разум: Именно в трудах Абеляра были изложены предпосылки для сравнительного и рационального изучения религии, которое получило широкое распространение в среде философов эпохи Просвещения. Наиболее развернутое объяснение возникновения религии изложено в трудах французского просветителя Поля-Анри Гольбаха — По его утверждению, психологическая основа существования религии заключена в чувстве страха и беспокойства, свойственном человеку в силу его природы.

По мере исчезновения этого страха в процессе развития познавательных способностей человека необходимость в религии постепенно отпадает. Несомненной заслугой Гольбаха является его попытка не просто зафиксировать основные черты религии, но и представить ее эволюцию, основные ступени развития: Именно с начала ХГХ в. Мюллер Первая из научных концепций происхождения религии возникла в первой половине ХГХ в.

Объективно-идеалистическая концепция в том или ином варианте — философская основа всякой теологии. Поэтому именно она господствует в теологической и религиозно-философской литературе. Исходной посылкой данной концепции при объяснении религии является признание ее сверхъестественного источника: Бога, Абсолюта, вообще — трансцендентного.

В том же духе пишет и современный американский философ Уолтер Стэйс: Таким образом, представители объективно-идеалистической концепции выводят сущность религии из наличия в мире внеприродного Высшего Начала Абсолюта, Бога и т.

В Средние века к теме страха обращаются религиозные мыслители, мыслитель Томас Гоббс. Он не просто создал удивительную концепцию страха.

Это было обусловлено развитием рационалистического мышления, обнаружением людьми закономерностей и цикличностей в природе, накоплением определенных подлинных, достоверных знаний об окружающих их предметах, явлениях и процессах. Обнаруживая несоответствия, противоречия между этими реальными знаниями и бытовавшими в сознании религиозными представлениями, жизненная практика все больше и острее ставила перед примитивным, но в то же время пытливым умом древнего человека вопросы, направленные на осмысление и практическое освоение своего бытия.

Таким образом, сомнение, а затем вольное отношение или истолкование, содержащее скепсис, выступает основанием и началом формирования особой системы взглядов на религию, называемой концепциями возникновения и сущности религии. Здесь следует отметить, что, хотя различные концепции возникновения религии выступают аспектами общей теории свободомыслия, но выделение их в самостоятельный предмет рассмотрения представляется правомерным и продуктивным, ибо здесь в историко-философском контексте особо заостряется внимание на проблеме, почему вообще в истории стало возможным феномен религии.

Следы критического отношения к религиозным представлениям можно обнаружить еще в первобытную эпоху, когда культовая деятельность жрецов переплеталась с сознательным и очевидным обманом. Идеи свободомыслия в своем открытом и ярком выражении мы находим еще в известных папирусных свитках Древнего Египта и Вавилона, позднее в философских системах Индии, Китая и т.

Впервые вопрос о причинах возникновения религии был поставлен представителями материалистической философской школы локаята Индия, в. Локаятики утверждали, что религиозные верования и произведения религиозной литературы были придуманы и созданы хитрыми мошенниками, которые, пользуясь доверчивостью людей, извлекали для себя пользу. Таким образом, религия рассматривается как сознательный обман, который противопоставляется сверхъестественным причинам происхождения религии.

Таким образом, локаятики с одной стороны сформулировали одну из центральных теорий, пронизывающей практически все последующие учения свободомыслия — теорию обмана, с другой — высказали идею о естественном, земном происхождении религии. Более подробно и обстоятельно проблема возникновения и сущности религии рассматривалась в материалистической философии античных государств, главным образом Древней Греции и Рима.

Ответы на экзаменационные билеты

Религия в структуре общественного сознания. Люди и группы людей различаются множеством разнородных признаков. Одни из них заложены в человеке генетически:

Его страх становится для него привычным и делается потребностью. .. Фейербаховская концепция религии оказывается таким же вымыслом, как и.

Но далее неизбежно встает вопрос: А как тогда быть с миллионами вольнодумцев и атеистов? Фейербах не абсолютизировал роль отрицательных переживаний в формировании религиозных верований. Однако необходимо отдать должное стремлению немецкого философа выйти за узкие рамки страха при объяснении психологических истоков религии. Таким образом, можно с полным правом утверждать, что Л. Речь идет о решении двух задач:

Просветительские теории

История мировых религий Предисловие Религия занимает одно из самых важных мест в человеческой жизни и в истории мировой культуры. Религиозные верования являются характерной чертой человека как вида жизни и возникают они еще тогда, когда предки современных людей впервые начали хоронить своих сородичей. В понимание религии входит изучение истории развития религии как отрасли культуры и истории развития мировых религий.

Данное учебное пособие посвящено в первую очередь истории развития мировых религий, поэтому данному аспекту будет уделено основное внимание. Но историю развития мировых религий невозможно понять без истории возникновения религии как таковой. Поэтому в первых главах уделим внимание и этой проблеме.

Цитирую по книге Эриха Фромма Психоанализ и религия. этих психологических корней: Фрейд доказывает, что теистическая концепция есть иллюзия, .. от страха (ведь даже в трагедии можно увидеть высший вечный смысл).

Все, что сделано и придумано людьми, связано с удовлетворением потребностей и утолением боли. Это следует постоянно иметь в виду тем, кто хочет понять религиозные движения и их развитие. Чувства и желания лежат в основе всех человеческих стремлений и достижений, какими бы возвышенными они ни казались. Какие же чувства и потребности привели людей к религиозным идеям и вере в самом широком смысле этого слова?

Если мы хоть немного поразмыслим над этим, то вскоре поймем, что у колыбели религиозных идей и переживаний стоят самые различные чувства. У первобытных людей религиозные представления вызывает прежде всего страх:

Происхождение религии (+ВИДЕО)

Насколько состоятельна теория, объясняющая религию страхом перед природой? Рассказывает Виктор Петрович Лега. Вечность или этап эволюции? Этот вопрос еще с дохристианских, античных времен привлекает внимание как верующих, так и атеистов, как богословов, так и философов. И именно в атеистической пропаганде, в атеистической борьбе с религией этому вопросу часто придается первостепенное значение.

Я считаю ее болезнью, порожденной страхом, и источником Концепция греха, неразрывно связанная с христианской этикой.

Психология религии С одной стороны, с этим трудно не согласиться — понимание тех религиозных явлений, которые связаны с внутренним миром человека, возможно прежде всего в рамках психологического исследования. С другой стороны, такое понимание никак нельзя признать универсальным — представитель, например, бихевиористского направления в психологии занял бы прямо противоположную позицию, заявив, что так называемая внутренняя сторо на религиозности не может и не должна изучаться вообще, а настоящий предмет исследования может составить только религиозное поведение в его соотношении со средой, в которой оно формируется.

Такую точку зрения разделили бы последователи И. Мак-Даугалла или представители структуралистской школы. Тем не менее, для значительной части исследователей, работавших в этой области, именно подход, сформулированный Джемсом, оставался главенствующим на протяжении долгого времени. В поле зрения психологии религии в первую очередь попадали явления субъективного Мира человека: При этом не обязательно речь шла о внутреннем мире индивидов, имеющих религиозную установку, объектом рассмотрения могла стать и психология беэрелигиозно-го индивида, изучаемая под соответствующим углом зрения.

Но действительно ли психология религии ограничивается одной лишь внутренней религиозностью? При ближайшем рассмотрении становится очевидным, что задача различения в религии внутренней и внешней сторон сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Существует значительный пласт религиозных явлений интерсубъективного характера, к ним относятся, в первую очередь, вероучение и система религиозной социализации воспитания и обучения. Так, вероучение объективно, поскольку существует вне и независимо от воли и сознания приверженцев той или иной религии, зафиксировано в текстах или устной традиции и сохраняется или развивается усилиями религиозной организации.

Психологическая концепция религии З.Фрейда

Тем не менее, религиозность людей всегда связана с чувствами и переживаниями. Эти переживания бывают различными. Они обусловлены различными особенностями восприятия мира, в том числе и различными уровнями интеллекта и знаний. В зависимости от того, каковы восприятие мира и переживания, различаются и формы религиозности.

Различные теории и концепции происхождения религии - попытка историков и философов найти ответ на вопрос"почему возникла религия".

Феноменология религии По мере своего развития каждая наука создает новые направления, рассматривающие определенные срезы действительности с ее точки зрения. В психиатрии таким образом сложились отрасли социальная психиатрия, судебная психиатрия, военная психиатрия. Вместе с тем, нельзя сказать, что этому вопросу не уделяется внимания в мировой психиатрии. Во Всемирной психиатрической ассоциации работает секция психиатрии и религии, проводятся конференции, встречи.

Одна из последних конференций на эту тему, состоявшаяся в октябре г. За последние десятилетия напечатаны сотни статей, изданы фундаментальные руководства и монографии [10, 24, 32].

4. Атеистическая концепция религии

Согласно марксизму, главной причиной существования религии является стихийность общественного развития, когда люди не в состоянии сознательно управлять общественными отношениями. Кроме социальных корней религии, марксизм рассматривает гносеологические и психологические ее корни. Возникновение религии связано не только с особенностями человеческого познания, но и с особенностями человеческих эмоций, в этой связи и ведут речь о психологических корнях религии.

Особая роль, как считают атеисты, принадлежит в возникновении религии такой эмоции, как страх. Страх перед лицом смерти преодолевается вовсе не верой в бессмертие души. Психологические корни религии не ограничиваются лишь перманентным чувством страха в условиях антагонистического общества.

Его используют в религии и СМИ, в экономике и политике, Джудит Шкляр в году выдвинула концепцию «либерализма страха».

Что есть ваша религия? Детские страхи переросшие в комплексы Ощущая опасные, неуправляемые и непонятные силы внутри и вовне себя, человек как бы припоминает свой детский опыт и возвращается к тому времени, когда он чувствовал, что находится под защитой отца, обладающего высшей мудростью и силой, и мог завоевать его любовь и защиту, подчиняясь приказаниям и стараясь не нарушать запреты. Итак, религия, согласно Фрейду,— это повторение детского опыта.

Человек защищается от угрожающих ему сил так же, как в детстве; он учится справляться с собственной уязвимостью, полагаясь на отца, восхищаясь им и страшась его. Фрейд сравнивает религию с детскими неврозами навязчивости. Для него религия — это коллективный невроз, вызванный обстоятельствами, сходными с теми, которые вызывают детский невроз.

Анализируя психологические корни религии, Фрейд пытается показать, почему люди сформулировали идею бога. Но дело не ограничивается выявлением этих психологических корней: Фрейд доказывает, что теистическая концепция есть иллюзия, основанная на желаниях человека.

Для Чего Нужна РЕЛИГИЯ? Религия Убирает Страх Смерти?